Традиционная матрешка, как самобытный символ народного творчества – это не только сувенирное изделие, но и превосходный инструмент дошкольного образования.
В этой статье мы рассмотрим 5 основных способов, позволяющих эффективно использовать обычную матрешку при подготовке будущих школьников.
Способ первый: «Узнаем семейные связи»
Даже став взрослыми, многие из нас до сих пор до конца не понимают выражения «свекровь», «тесть», «золовка» и т.д. Что говорить о детях? В этом случае объяснить ребенку особенности отношений этих семейных статусов отлично поможет матрешка. Сделать это можно, поставив дошкольникам задачу следующего плана: «В нашей семье есть одна большая матрешка по имени Оля, а другая, поменьше - Юля. Обе они - родные сестры. При этом у Оли есть дочь, которую зовут Света, а у Юли - сын Сережа. Скажите, кем друг другу приходятся Сережа и Света, а также какой семейный статус у Светы с Юлей и у Сережи с Олей?».
Способ второй: «Откуда есть пошла земля Русская»
С помощью традиционной матрешки дети могут изучать историю своей страны. Для этого педагогу следует сделать акцент на внешнем оформлении изделий, основном материале изготовления, а также количестве входящих друг в друга фигурок.
Так, на примере одежды деревянных кукол можно обсудить с детьми, как одевались на Руси в ту или иную эпоху, какие материалы применяли при изготовлении тех или иных бытовых предметов, а также из какого количества человек состояла среднестатистическая русская семья, и с чем это было связано.
Разумеется, что преподносить такую информацию необходимо на адаптированном для детей языке с приведением наглядных (визуальных) примеров.
Способ третий: «Изучение особенностей художественного оформления»
В дошкольной подготовке матрешки будут весьма уместны и при изучении технологических нюансов исполнения тех или иных видов росписей. На примере любой традиционной деревянной куклы педагог вместе с детьми может рассмотреть характерные стилистические узоры, сравнить цветовые оттенки, изучить ключевые элементы и мотивы, а затем применить полученные художественные знания на практике.
Таким образом, изучение росписи на примере традиционной матрешки существенно поспособствует развитию у дошкольников творческих навыков, индивидуальности и фантазии, а также столь необходимой усидчивости и моторики.
Способ четвертый: «Развитие математических навыков»
Матрешки могут помочь детям освоить азы математических навыков, так как они представляют собой набор кукол различного размера, вкладывающихся одна в другую.
Так, с помощью ярких и привлекающих внимание деревянных фигурок дошкольники учатся сравнивать и сопоставлять предметы по их объему, определять их геометрическую форму, изучают понятия «больше» и «меньше», определяют количество кукол в каждой матрешке, учатся считать в обратном порядке при вытаскивании кукол изнутри друг друга.
Таким образом, работа с матрешками может помочь детям развить навыки сравнения, сопоставления, счета и логического мышления, что в свою очередь способствует успешному изучению математических основ.
Способ пятый: «Знакомство с литературой и русским языком»
Ну и, наконец, матрешки могут отлично помочь при изучении русского языка и литературы. Для этого, педагогу необходимо взять как можно больше фигурок, либо их фотографий, и попросить детей составить небольшой рассказ о них в той или иной стилистике.
В своем повествовании, дошкольники должны придумать имена персонажам, дать краткую описательную характеристику каждому (в том числе и визуальную), указать роли участников своего рассказа и т.д.
Таким образом, дети научатся правильно излагать свои мысли, освоят азы грамотности, а также отработают коммуникативные способности, что важно для будущей взрослой жизни.
Как видно из нашей статьи, матрешка играет важную роль в развитии детей в дошкольном возрасте, помогая им формировать те или иные навыки и качества, крайне необходимые им для успешной адаптации в обществе.