Среди самых различных изделий народных промыслов, олицетворяющих духовно-культурное пространство России, ведущее место, конечно же, занимает матрешка. О том, почему именно эта сувенирная разборная кукла стала символом нашего государства, мы расскажем в этом материале.

Художественные особенности матрешки

Матрешка, возникшая как самостоятельное художественно-творческое направление порядка 100 лет назад, является, по сути, стилистической эклектикой множества кустарных промыслов, некогда популярных в русских регионах. При этом предшественниками этой уникальной игрушки-сувенира, были всевозможные деревянные фигурки и первые головоломки, выполненные в скоморошьих традициях.

Особое внимание хочется акцентировать на работе по созданию корпусной части матрешки, выполняемой мастерами-умельцами на обычном токарном станке. Несмотря на то, что каркас вытачивался (и до сих пор вытачивается) вручную, все фигурки комплекта идеально точно входят друг в друга. Кроме того, поражает минимальная толщина стенок изделий, что также является признаком высокого профессионализма резчиков.

Нельзя не упомянуть и о росписи матрешек, самобытная индивидуальность стилистики которой варьируется в зависимости от региона. Наиболее часто на их корпусе размещаются причудливые цветочные мотивы хохломы, виды старорусских городов, выполненные в традициях иконописной школы, а также бытовые сцены из жизни крестьян и богатых горожан и многое другое.

Немного истории

Впервые максимально широко кукла-матрешка была продемонстрирована за границей в 1900 году на проходившей в Париже Всемирной выставке. Доставлена она туда была усилиями весьма известного среди русских ремесленников мастера Марии Мамонтовой. Хотя эти яркие куклы были удостоены бронзовой награды, их успех среди посетителей мероприятия казался скромным на фоне множества других выставочных экспонатов.

Однако несколько позже иностранцы заинтересовались этими оригинальными сувенирами и заказы из Европы стали массово направляться в Московские и Сергиево-Посадские мастерские, куда из глубинки постепенно переносилось основное производство. В 1904 году в Париже на официальном уровне был открыт полноценный магазин русских ремесленных изделий, основным ассортиментом которого как раз были матрешки. Со временем мастера-матрешечники стали поставлять свои изделия уже в 15 стран мира и за период с 1909 по 1913 годы экспорт такой продукции принес более 2 миллионов рублей, что было огромной суммой для того времени.

После прихода к власти советского режима в 1917 году, не затруднявшего себя вопросами о символическом значении матрешки для государства, ее массовое производство было успешно адаптировано под новую экономическую политику и идеологию. Так эта игрушка-сувенир стала носителем пропаганды СССР (и РСФСР), выполнявшим возложенную на нее функцию не менее эффективно, чем это было во времена Российской Империи. При этом даже после смены политических режимов в последующие десятилетия мировая популярность матрешки осталась неизменной.

Заключение

С момента своего появления и до полного становления в качестве самостоятельного народного промысла, матрешка консолидировала в себе наиболее популярные художественно-стилистические направления, актуальные для различных уголков России.

При этом, несмотря на обилие других аналогов среди изделий народных промыслов, именно матрешка завоевала наибольшую популярность. Причем не только в России, но и по всему миру, став наиболее ярким культурно-духовным символом нашего государства.