Несмотря на широчайшую популярность и узнаваемость во всем мире, история появления традиционной русской матрешки известна далеко не всем. Согласно официально подтвержденной информации, первая разборная кукла-сувенир, в том виде, в котором она существует сейчас, появилась практически в самом начале 20 века. При этом, учитывая многочисленные исследования, ее прообразом стали восточные ритуальные фигурки из древней Японии и Китая, используемые в буддийских обрядах. Но, обо всем по порядку.
Первые куклы Древнего Китая
Первые исторические упоминания о так называемых раскладных куклах Древнего Китая относятся к началу Х века нашей эры (империя Сун). Однако, это были скорее не куклы, а миниатюрные и очень компактные ящички, отличающиеся функциональностью и изящным внешним оформлением. Позже, ориентировочно в XVIII веке, устройство таких ящичков было взято в основу производства раскладных кукольных наборов, где каждая фигурка помещалась в другую. При этом, внутри самой маленькой находилось одно рисовое зерно, что символизировало собой духовную пищу.
Японская альтернатива
В соответствии с некоторыми древними легендами, в Китай из Индии некогда прибыл буддийский монах Бодхидхарма или, на японский манер, Дарума. Основавший впоследствии монастырь с широко известным названием Шаолинь, Дарума с завидной регулярностью практиковал медитации, посвятив, однажды, этому занятию целых 8 лет. Подобно св. Антонию, стойко противостоящему искушениям бесов, Дарума терпеливо преодолевал все тяготы, став таким образом, национальным символом святости.
Ежегодно, тысячи японцев участвуют в новогоднем ритуале загадывания желаний, обращаясь к традиционной кукле-неваляшке - Даруме, обладающей особой чудодейственной силой. Дарума, отчасти напоминающая нашу русскую матрешку, представляет собой фигурку округлой формы с внушительных размеров глазами, не имеющими зрачков. Такая особенность оформления объясняется концепцией проводимого ритуала.
Приобретенную в храме неваляшку обязательно несут домой и там, обращаясь непосредственно к ней, загадывают свое заветное желание, закрасив ей один глаз. После такого обряда кукла стоит весь год и, в случае если желание осуществится, Даруме закрашивается второй глаз, что символизирует благодарность фигурке. Ну а если же загаданному не суждено сбыться, матрешка относится назад, в тот храм, где она изначально приобреталась. Там она сжигается, а вместо нее покупается новая.
Ритуальный концепт куклы Дарума
Традиционно, Дарума не считается духом или божеством. Как было сказано выше, данная кукла является образом мудреца и основателя дзен-буддизма, просидевшего 8 лет в непрерывной медитации перед стеной с одной единственной целью - достичь состояния нирваны. Сконцентрированные мысли Дарумы привели к разделению его сущности на 8 так называемых «оболочек», а многолетнее сидение на одном месте - к обездвиживанию. Именно ввиду того, что у мудреца отнялись ноги, фигурка Дарумы изготавливается в виде неваляшки.
Согласно все тем же легендам, Дарума, однажды, обратил внимание, что вместо медитации он находится в состоянии дремоты. Это понимание омрачило японского мудреца, и он отрезал себе веки, из которых, впоследствии, произрос популярнейший на востоке, да и во всем мире, напиток - чай.
Внешний вид самой большой фигурки Дарумы имеет яйцевидную форму. Что же касается художественного оформления, то у куклы нет конечностей, а на лице, занимающем большую часть неваляшки, расположены два огромных глаза (как было сказано выше, без зрачков). При этом, каждая последующая куколка расписывается проще, нежели основная (предыдущая). Ну а заключительный элемент набора представляет собой миниатюрный шарик с крохотными точечками вместо глаз.
Другая версия появления японской матрешки
Согласно еще одной заслуживающей внимания версии, появление матрешки в древней Японии сопряжено с переехавшим в страну восходящего солнца монахом из России. Как сообщает легенда - это именно он изобрел похожую на матрешку фигурку, прообразом которой послужил легендарный старец Фукурума (Фукурокудзю).
Японская традиция подразумевает наличие 7 богов ситифукудзин, управляющих семью человеческими телами. Один из богов, Фукурума, несет ответственность за интеллект, материальное богатство и мудрость. Олицетворяющая Фукураму фигурка имеет некоторые ярко акцентированные особенности - это очень высокий морщинистый лоб, а также посох, находящийся в руках божества.
Несмотря на популярность фигурки у себя на родине, подлинную историю ее возникновения никто не знает. Принято считать, что авторство принадлежит одному из мастеров, изготовившего и поместившего одна в другую 7 кукол-ситифукудзин. При этом, основной и вмещающей в себя все остальные фигурки оказалась именно кукла Фукурумы.
Русская матрёшка, как прообраз Фукурумы
Перекочевав из Японии в Россию матрёшке, считающейся одним из основных символов России, пришлось сменить не только религию, но и пол, оставив, при этом, лишь одно ключевое сходство - множество компактно вмещаемых друг в друга фигурок.
Но как именно появилась матрешка в нашей стране? Здесь следует опять обратиться к одной из теорий, согласно которой фигурка Фукурумы была привезена Анатолию Мамонтову, брату весьма известного отечественного мецената Саввы Мамонтова, в самом конце 19 века. На тот момент, Анатолий владел мастерской «Детское воспитание», в которой трудились такие профессионалы своего дела, как токарь В. Звездочкин и достаточно известный художник С. Малютин.
Увидев оригинальную куклу из Японии, мастера восхитились ее конструкцией и оформлением и решили создать собственный аналог. Звездочкин изготовил корпус, а Малютин собственноручно выполнил художественную роспись заготовки. Самые первые матрешки раскрашивались простой гуашью и имели достаточно примитивные наряды. Однако, в дальнейшем, у кукол появились более сложные орнаменты, а количество фигурок в наборе увеличилось. Пример такой матрешки находится, в данный момент, в сергиево-посадском музее игрушки.
Вернемся в страну восходящего солнца
В данной статье мы смогли ознакомиться с тремя основными предположениями возникновения русской матрешки. Однако, имеется и четвертая. Дело в том, что в Японии известна еще одна кукла - кокеши (кокэси), родиной которой считается расположенный на о. Хонсю регион Токоху. Первые упоминания о кокеши относятся Х веку, хотя некоторые ученые склоняются к XVII-XVIII векам.
Эта кукла символизирует собой традиционную преемственность, стойкий уклад жизни, а также жизнерадостность, а потому обладает серьезной культурной значимостью.
Традиционно кокеши, состоящая из 2-х частей и имеющая образ маленькой девочки без конечностей, изготавливается из древесины (вишня, клен, береза) и оформляется красными, черными и желтыми красками. Данная кукла может иметь до 11 типов форм, комплектоваться поворачивающейся головой и расписываться орнаментами в виде растений, типичными для японской культуры. Именно благодаря форме, а также особенностям художественного оформления, кокеши считается прообразом нашей традиционной матрешки.
Современные матрешки
В настоящее время, наборы традиционных матрешек пользуются заслуженным спросом во всем мире. При этом, помимо привычных нам вариантов, существуют и авторские решения, представляющие собой куклы с изображением известных людей (глав государств, музыкантов, актеров), а также животных и т.д. Все они охотно покупаются туристами, иностранцами, а также просто коллекционерами и ценителями изделий народных промыслов.