Народные промыслы, как особая форма творческой деятельности, с древнейших времен являлись неотъемлемой частью жизни людей. Сочетая в себе практическое изготовление повседневных бытовых предметов с художественными технологиями их последующего оформления, данное социальное явление, по сути, наглядно отображает, как исторический, так и духовно-культурный аспект общества.

Отдельного внимания заслуживают художественные промыслы европейской части России. Городецкая и Палехская, Гжельская и Жостовская, Хохломская и Мезенская росписи, на сегодняшний день, являются невероятно узнаваемыми и востребованными не только в нашей стране, но и в различных уголках мира.

В данной статье вы не только найдете основную информацию о наиболее известных направлениях русских художественных промыслов, но и научитесь самостоятельно разбираться в их разновидностях.

Городецкая роспись

Зародившаяся в середине XIX столетия в городецком районе тогда еще Нижегородской губернии, эта роспись характеризуется лаконичностью и, вместе с тем, яркостью. Основной ее тематикой являются сказочные сюжеты, а также различные бытовые сцены из жизни представителей купеческого и крестьянского сословий. Как правило, городецкой росписью, базирующейся на свободном мазке с черной и белой обводкой, оформляли предметы быта (прялки, мебель, сундуки), а также игрушки и т.д.

Гжельская роспись

Керамика – уникальный материал для производства самых различных изделий и, главным образом, посуды, известный человеку с незапамятных времен. Одним из наиболее известных в России городов, где, ориентировочно, в XVII веке зародилось производство керамических изделий, является Гжель (Московская область).

В начале XIX века (примерно в 1820-х годах) технология оформления керамики стала обретать свой собственный художественный стандарт, который и определил, в последствии, самостоятельное художественное направление – гжельскую роспись (Гжель).

Главными элементами Гжели, на сегодняшний день, являются изящные синие (морозные) узоры на белом (снежном) фоне. Ключевыми сюжетами такой росписи были и остаются очаровательные русские пейзажи, а также типичные сцены крестьянского быта, передаваемые художниками посредством узнаваемого «фирменного» мазка.

Жостовская роспись

Примерно в середине XVIII столетия мастера известных демидовских заводов, что на Урале, начали расписывать металлические подносы. Распространившись по близлежащим населенным пунктам (Выйск, Нижний Тагил), этот промысел был по достоинству оценен богатыми промышленниками. В 1806 году, с целью совершенствования и популяризации нового художественного направления, Демидовы основали учебное заведение, где вполне успешно и в достаточном количестве подготавливались молодые кадры.

Со временем, о «тагильских подносах» узнали и в других уголках России, что, разумеется, поспособствовало созданию большого количества артелей по производству аналогичных изделий. Наибольшего успеха, при этом, достигли мастера из деревни Жостово, что в Московской области. Именно их расписные подносы с начала XIX века стали обретать невероятную популярность, не только в стране, но и за ее пределами.

Основой технологии жостовской росписи является нанесение яркого рисунка на черный (реже зеленый или красный) фон. Сюжет – это, как правило, старинные населенные пункты или пейзажи, а основными мотивами художники выбирают сказочных птиц, пышные цветы и, иногда, людей.

Палехская роспись (миниатюра)

Палехская миниатюра – это невероятно яркое, узнаваемое и широко популярное явление в русском народном искусстве. Сформировавшаяся в начале становления СССР (1920-30-е гг) в населенном пункте Палех (Ивановская область), эта роспись стала результатом смены деятельности иконописцев, изменивших свою квалификацию в связи с характерными для тех времен массовыми гонениями на представителей веры.

Посредством палехской росписи оформляют шкатулки, панно, бижутерию (например, броши), ларцы и другие предметы быта. Основными ее сюжетами являются сцены из реальной жизни людей, связанные с производственными достижениями, освоением космоса, революцией и т.д. При этом, в последнее время, у палехских художников отмечается интерес к сказочным, былинным и, главным образом, к иконописным мотивам.

Хохломская роспись

Хохломская роспись (Хохлома), зародившаяся ориентировочно в XVII столетии в одноименном селе бывшего Семеновского уезда, является, пожалуй, наиболее известным направлением русского художественного промысла.

Как и несколько веков назад, этой росписью оформляют посуду (ложки, тарелки, миски, подносы), мебель, а также сувенирные изделия, в том числе и матрешку.

Отличительной чертой хохломы является предварительное нанесение на обрабатываемую поверхность специального порошка на основе олова с последующим покрытием лаком. После этого заготовка 3-4 раза проходит термообработку в печи, что, в конечном итоге, и придает изделию эффект так называемой массивности.

Основными сюжетами хохломской росписи являются яркие ажурные цветы, листья и ягоды, искусно наложенные на черный фон, а также диковинные птицы, сказочные животные и, реже, люди.